ТРАГЕДИИ И ЖУРНАЛИСТЫ

Журналисты переднего края рискуют получить ряд эмоциональных и психических расстройств, таких как чувство страха, депрессия, алкогольная и наркотическая зависимости, трудности в общении с людьми и в некоторых случаях - посттравматический стрессовый синдром.

Американская психиатрическая ассоциация характеризует это состояние как возникающий, по крайней мере, через месяц рецидив назойливых воспоминаний о событии, эмоциональное онемение и стремление избегать людей и мест, которые могут напомнить о трагедии. Другой часто встречающийся симптом -- чрезмерное возбуждение, которое может включать раздражительность, нервозное поведение, пониженную концентрацию, нарушение сна и ощущение незащищенности. Пережившие травму часто впадают в депрессию и имеют проблемы в общении на работе и в семье. Люди с посттравматическим синдромом могут не понимать причин такого состояния и, не зная своего диагноза, молча страдать, порой годами.

Стресс - это нормальная реакция людей, сталкивающихся с длительным или экстремалным проявлением жестокости и прочих человесечких трагедий. Но журналистов отличает то, что они представляют себя существами, не подверженными человеческим реакциям. Насилие и его эмоциональные последствия оказывают воздействие на всех, кто первыми откликаются на эти события, включая как полицейских, пожарников и медиков, так и журналистов.

Репортеры не отличаются в этом от полицейских или бригад спасателей, большинство из них чувствует себя готовыми на откровенный разговор скорее со своими товарищами, чем с незнакомыми людьми. Кафе или бар могут оказаться для коллег бесценным местом для разговоров, для обмена эмоциями о пережитом во время работы. Честный обмен опытом, однако, требует отказа от желания произвести впечатление, качества, которое антрополог Марк Педелти, автор книги "Военные истории: культура зарубежных корресспондентов", определил как укоренившееся в журналистской "мачо" культуре.

Сознание необходимости обмена мнениями с коллегамми или желание выплеснуть эмоции после кровавой бойни в школе или атаки на Всемирный Торговый Центр, отнюдь не являются признаками слабости, как очень многие журналисты привыкли считать. Вопреки этому мнению, успешно проведенный откровенный разговор придаёт силы. И не должно быть зазорным прибегнуть к психологической помощи.

Различные способы творческого самовыражения - литературное творчество, изобразительное искусство, разговоры "по душам" или плач - судя по всему, вносят изменения в то, как травматическое событие откладывается в памяти, словно перенося паять о событии из одной части мозга в другую. Выжившие после трагедии в Гватемале и Боснии дети чувствовали себя лучше после того, как рисовали или раскрашивали изображения сражений. Такой способ особенно эффективен, когда самовыражение сопровождается возможностью погоревать, так как именно таким образом эмоция, связанная с трагическим событием высвобождается, происходит эмоциональная разрядка, и в будущем испытавший трагедию человек может вспоминать о произошедшем с ним почти безболезненно.

Часто журналисты достигают такого же эффекта, когда пишут или снимают репортаж, но имеется также "материал, который вы не можете переложить на бумагу, потому что он слишком ужасен или не подходит по каким-либо причинам,"- говорит штатный журналист газеты "Oklahoman" Пэнни Оуэн.- "Что мне действительно было небходимо (после взрыва административного здания в г. Оклахома)- это общение с товарищами-журналистами... поговорить обо всём, что случилось." "Но," - добавляет она, - "к моменту, когда напряжение немного спало, мы все настолько устали от этого взрыва, что так никогда по-настоящему и не собрались вместе отвести душу."

Журналисты, как и большинство людей, подвержены боли, чувствуют её, будь она собственная или чужая. Запрятав боль глубоко внутрь, они тем самым только продлевают её воздействие, что негативно сказываетя в будущем. Необходимость поделиться своими чувствами после освещения массовых трагедий - очевидна, и это может произойти тем раньше, чем быстрее журналист откроется специалисту, чья оплачиваемая работа - уметь слушать. Обеспечение профессионального разговора как одной из услуг, оказываемых работникам редакций, ведет к созданию более впечатляющих и приковывающих внимание репортажей. Журналисты, включая внештатников, должны иметь возможность получения профессиональной и товарищеской помощи.

Новость предана гласности. Поделившись своими эмоциями и опытом, вы помогаете себе.