ТРАГЕДИИ И ЖУРНАЛИСТЫ

The Russian-language version of the Dart Center's 40-page guide to help journalists, photojournalists and editors report on violence while protecting both victims and themselves.

События в Беслане. Террористические акты в США в сентябре 2001-го года. Взрыв поезда в Мадриде 11марта 2004-го. Землетрясение в Турции. Стрельба в школе в г. Данблэйн в Шотландии.

Эти и другие даты, названия и имена врезались в память. Вы, наверное, помните, как сами писали и вещали о других трагических событиях - об автомобильной катастрофе со многими жертвами или пожаре, унесшим жизни матери и её детей. Вы не можете забыть убийство коллеги или нападение на кого-то из ваших знакомых, и многое другое.

Репортёры, редакторы, фотожурналисты и бригады теленовостей по долгу службы вовлечены в освещение многих трагических событий - войн, террористических актов, крушений самолётов, природных катаклизмов, пожаров, убийств. В каждом есть жертвы. Каждое порождает боль и страдание, оставляя в сердцах и памяти людей долго не заживающие раны.

Отношение журналистов, приученных не проявлять эмоций при описании трагических событий, в современном репортаже начинает меняться. Но в любом случае, чтобы показать трагедию впечатляюще, и в то же время не перейти нравственных границ, журналисты должны иметь ввиду три важных момента.

Жертвы и пострадавшие. Горечь по убитым и раненым передается, словно рябь по воде.

После взрыва здания в городе Оклахома (США), Эд Келли, в ту пору исполнительный редактор газеты The Oklahoman, наставлял сотрудников, что эта трагедия - в первую очередь история о людях.

"Многие из тех, кто погиб, были такими же, как мы людьми", - писал он в газетном комментарии. - " Они жили хорошо и достойно. Погибшие вместе со взрослыми дети также имели большие потенциальные возможности."

Общество. От того, как журналисты освещают событие, зависит восприятие его аудиторией..

Крис Пек, президент управляющих редакторов новостного агентства Ассошиэйтед Пресс, говорил на съезде в США в 2001 году: " Наши газеты помогли народу понять, что случилось в Нью-Йорке и Вашингтоне. Наши газеты служили тем местом, откуда граждане получали информацию. Здесь они черпали сведения о трагедии, делились своими заботами, состраданием и способностью выстоять в горе."

Журналисты. Никто не свободен от проявления чувств.

Журналисты встречаются с необычными трудностями при освещении тяжких, нередко массовых трагедий. У них есть возможность первыми откликнуться на страшное событие. Они имеют дело с жертвами, горе которых безутешно. Журналисты, освещающие любое кровавое событие, как будто возводят профессиональную стену между самими собой и теми людьми, у которых они берут интервью, жертвами или свидетелями. В конце концов, им надо выполнять задание. Но после общения с людьми, тяжело пострадавшими, эта же самая стена может помочь репортёру справиться с ощущением собственной боли от увиденного.

Эл Томпкинс из Института Пойнтера средств массовой информации (США), писал после трагических событий 11 сентабра 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне:

  • " Репортеры, фотожурналисты, инженеры, звукооператоры, режиссеры часто работают рука об руку со спасателями. Симптомы травматических стрессов у журналистов удивительно схожи с теми, что проявляются у полицейских и пожарных, непосредственно имеющих дело с последствиями трагедий. Однако журналисты обычно не получают какой-либо специализированной помощи после завершения своего материала. В то время, как работникам служб общественной безопастности после перенесенного стресса предлагается психологическая помощь, журналистов едва ли не сразу отправляют на другое задание."

Мы знаем, что в будущем нас, быть может, ожидает ещё больше трагедий, а значит, больше дат и имён, которые надолго запомнятся как жертвам, так и оставшимся в живых, обществу и нам самим.

Практические советы в этой брошюре, мы надеемся, могут помочь вам более эффективно справиться с освещением жизненно важных и драматичных тем.