ТРАВМА И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ С ЖЕРТВАМИ И ПОСТРАДАВШИМИ

Для репортеров, тележурналистов и фотокорреспондентов крайне важно работали с жертвами и пострадавшими деликатно и конструктивно, не вмешиваясь, пусть и неумышленно, в личное горе человека и не причиняя ему еще больше вреда.

Практические рекомендации. Ниже приведены адаптированные советы Дарт центра журналистики и травмы и Университета Квинс в Белфасте

  1. Помните о кодексе деловой этики журналиста. Кодекс этики украинского журналиста гласит следующее: «Журналист должен с уважением относиться к частной жизни человека. При этом не исключается его право на журналистское расследование, связанное с теми или иными событиями и фактами, если общественная значимость информации, собираемой и распространяемой журналистом выше, нежели частные интересы личности». В кодексе деловой этики Национального союза журналистов Великобритании и Ирландии отмечено, что  журналист «должен воздерживаться от вмешательства в чью-либо частную жизнь, горе или страдания, если только это не оправдано соображениями общественных интересов». Проведение подобных интервью требует хороших навыков и эмоционального сопереживания. Проявляйте вежливость во всех случаях, независимо от ваших собственных взглядов на войну или конфликт.
  2. Должным образом подготовьтесь и изучите историю вопроса, чтобы свободно ориентироваться в теме. Говорите с потерпевшими и жертвами, а также следите за развитием событий, которые имеют отношение к вашей теме.
  3. Избегайте, если это возможно, формального стиля звонков. Попробуйте узнать о человеке больше, обратившись к общему знакомому. Помните, что Ваша просьба может вызвать сильные и болезненные эмоции, включая гнев. Будьте готовы к отказу от интервью.
  4. Говорите честно и откровенно о том, чем Вы занимаетесь. Представьтесь и вручите карточку или визитку с Вашим именем, названием Вашей организации и Вашими контактными данными. Убедитесь, что человек в состоянии дать осознанное согласие на интервью. Спросите, хочет ли он, чтобы во время беседы рядом с ним присутствовал его друг или член семьи.
  5. Установите временные рамки – объясните, сколько времени Вы можете потратить на интервью и будьте откровенны по поводу своих целей. Например, не стоит проводить интервью с человеком в течение нескольких часов для 30-секундного ролика в новостном блоке для телевидения. Не давайте обещаний, которые Вы не сможете выполнить или заявлений о возможных непредвиденных последствиях.
  6. Проявляйте уважение и дайте человеку понять, что он может в любой момент остановить интервью, если ему нужен перерыв или если он хочет его закончить. Не просите интервьюируемых подробно рассказывать о своих наихудших воспоминаниях.
  7. Слушайте, задавайте открытые вопросы. Не думайте и не говорите, что Вы все понимаете. Состояние горя связано с целым комплексом эмоций и поэтому оно уникально для каждого человека. Используйте точную информацию о человеке, которого Вы интервьюируете, и о его  покойных близких – проверьте правописание их имен и даты рождения.
  8. Если Вы планируете пообщаться с другими людьми, особенно если в их число входят   виновные в преступлениях или те, кто им симпатизирует, сообщите об этом интервьюируемому человеку. Не публикуйте и не транслируйте того, что является угрозой для других.
  9. Если кто-то ведет себя агрессивно или оскорбительно, не спорьте. Если Вы чувствуете себя в опасности, скажите, что Вам нужно уйти.
  10. Если Вы пообещали сохранять конфиденциальность и анонимность, убедитесь, что Вы случайно не выдали кого-нибудь.

Журналисты Наталия Антелава, Анджелина Фуско, Александра Грибенко, Павел Каныгин, Анастасия Станко, а также психотерапевт Дин Айдукович поделились своим опытом и советами как работать с жертвами и пострадавшими с Дэниелом Триллингом для Дарт центра журналистики и травмы.

ДТ: Дин, есть ли какие-либо советы, которые Вы бы, как врач, дали журналистам, которые хотят взять интервью у мирных жителей, пострадавших во время конфликта?

Дин: Изучите в деталях причины конфликта, его пиковые моменты и связанные с ними перемещения населения, а также информацию о потерях и главных событиях. Как вынуждено перемещенные лица, так и постоянно проживающие в Украине люди, очень чувствительны к этим вопросам, поэтому журналист должен быть хорошо осведомлен о таких фактах, а не оставаться в неведении несколько лет спустя.

ДТ: Павел, как проходила Ваша работа, когда Вы освещали конфликт на Донбассе с места событий?

Павел: В этой войне большинство людей – как гражданских, так и военнослужащих – не доверяют журналистам. Но их отношение может быстро поменяться, как только они осознают, что журналисты такие же люди, как и они сами. Помогают разговоры о детях, школе, заработной плате и отпуске. Воспоминания о мирной жизни очень часто вызывают у людей позитивные эмоции.

Случается, что гражданские лица обращаются к журналистам с просьбой о материальной помощи. Это очень сложный момент. Обычно мы никогда не платим за интервью, но иногда бывают ситуации, когда просто невозможно отказать человеку, который просит денег, например, на еду. Я много раз покупал еду и воду для гражданских лиц, ничего за это не требуя, но очень часто люди сами открывались. Главное здесь – не заходить слишком далеко. Еда не должна становиться платой. Журналист не должен манипулировать положением людей, у которых он берет интервью.

ДТ: У Вас был похожий опыт, Александра?

Александра: Я заметила, что очень легко найти общий язык с людьми, особенно теми, кто живет в непосредственной близости от мест боевых действий, так как большинство из них стремятся поделиться своим горем и отчаянием. Очень часто они полностью изолированы от внешнего мира и чувствуют себя одинокими. Ведите себя сдержано, будьте дружелюбны и слушайте. Не пытайтесь изменить мнение людей или их политические взгляды, не осуждайте и не используйте грубых выражений в адрес любой из сторон, потому что у многих людей есть родственники, живущие в зоне конфликта. Попытайтесь провести больше времени с одним человеком – таким образом Вы сможете завоевать их доверие. Приносите с собой маленькие подарки, это свидетельствует о Вашем неравнодушии. Кроме того, будьте готовы объяснить, почему Ваша журналистская деятельность важна и как она может повлиять на конфликт.

ДТ: Анастасия, как Вы считаете, допустили ли украинские журналисты какие-то ошибки в первые дни войны, когда страсти только начали накаляться?

Анастасия: В начале войны многие мои коллеги злились на людей, которые обвиняли украинских солдат в том, что их дома были уничтожены или кто-то из их родственников погиб. Война – наша общая боль, мы также могли потерять друзей или родственников, но со стороны моих коллег было неправильным общаться с людьми подобным образом. Мы – журналисты, и человек, чей дом был разрушен, находится в гораздо худшей ситуации.

ДТ: Наталия, по-другому ли обстоит ситуация у людей, работающих в международных СМИ?

Наталья: Благодаря работе в большом новостном агентстве Вы можете получить доступ к людям с “большим именем”, но я бы не сказала что это помогает в общении с людьми. Все дело в построении доверия. И мне удавалось добиться в этом наибольшего успеха в тех случаях, когда я старалась действовать не торопясь.

ДТ: Анджелина, Вы могли бы дать какие-то советы по этому поводу?

Анджелина: Важно, чтобы люди понимали, что публикация материала не может остановить конфликт или радикально изменить их жизнь. Также, Вы можете взять примеры своих работ, чтобы они понимали, чем конкретно Вы занимаетесь.

ДТ: Чтонужно делать чтобы не рассматривать мирное население только в качестве жертв?

Анджелина: Сообщения о том, что еще происходит в зоне конфликта, и как люди с этим справляются, часто проходят мимо нас. В чем проявляется стойкость этих людей? Есть ли какие-либо  устойчивые традиции?

Дин: Проявляйте интерес к личным проблемам и жизни людей, а также к тому, как они с этими проблемам справляются. Вполне возможно, что их главными заботами являются неопределенность будущего, бедность и семейные проблемы, а не подверженность психологическим травмам.