ТРАВМА И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

ОСВЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Сексуальное насилие – это сложная социальная проблема, которая оказывает большое влияние на жизнь людей. Эта проблема не освещается надлежащим образом в качестве отдельной темы и часто представляется в искажённом виде. Правильное освещение таких сложных историй – задача нелёгкая, которую медиа должны выполнять добросовестно.

Сексуальное насилие может быть физическим или психологическим и совершаться против мужчин, женщин или детей любого возраста. Оно включает в себя изнасилование, которое, как известно, является одной из наиболее травмирующих ситуаций, переживаемых человеком. Обсуждение этой темы, как правило, сопряжено с очень высоким уровнем переживаний – во время рассказа о подобных ситуациях люди, имеющие подобный опыт, могут заново переживать некоторые из тех эмоций, которые они ощущали во время нападения. Следовательно, журналисты должны проявлять особую осторожность, если они хотят избежать усугубления переживаний интервьюируемых.

Сексуальное насилие также имеет более глубокие последствия: его влияние может распространяться на другие косвенно вовлечённые стороны, в том числе на членов семьи и близких, или даже свидетелей этого происшествия. При использовании сексуального насилия в качестве средства ведения войны, у целых общин может кардинально изменяться отношение к себе или к соседним группам.

Подготовка материала о сексуальном насилии требует особого внимания и повышенной этической чувствительности. Она также требует специальных навыков интервьюирования, понимания законодательства и базовой осведомленности о психологическом влиянии травмы.

ПОДГОТОВКА И ПОДХОД

Детально ознакомьтесь с вероятными последствиями и причинами сексуального насилия. Изучите местные условия и обстоятельства. Когда Вы проведёте свое исследование, не зацикливайтесь на полученных результатах. Независимо от того, насколько Вы разбираетесь в этой теме, Вы никогда не сможете предугадать, как именно отдельно взятый человек испытал произошедшие с ним события.

Правильно подбирайте выражения. Изнасилование или нападение – это не «секс». Сексуальное надругательство не является «любовной связью». Изнасилование или сексуальное насилие никоим образом не связано с нормальной половой жизнью; торговлю женщинами не следует путать с проституцией.

Люди, которые пострадали от сексуального насилия, возможно, не хотят, чтобы их называли «жертвами», если они сами не выбрали это слово. Многие предпочитают слово «потерпевший».

Уважайте право потенциального интервьюируемого сказать «нет». Никого и никогда нельзя заставлять подробно рассказывать о таком травматическом опыте, как изнасилование. Не каждый находится в месте, способствующем таким рассказам.

  • Если есть местный эксперт или организация поддержки, вовлечённая в это дело, подумайте о том, чтобы обратиться к ним за помощью, если общение со СМИ может ухудшить ситуацию.
  • Как бы ни был чуток интервьюер-мужчина, в большинстве случаев женщина-жертва склонна к тому, чтобы чувствовать себя в большей безопасности при интервьюировании другой женщиной; если это не представляется возможным, коллега-женщина должна находиться рядом.
  • Будьте беспристрастны и реалистичны. Не принуждайте, не обманывайте, не хитрите, не предлагайте вознаграждение и не говорите, что согласие на интервью повлияет на предоставление дополнительной помощи/военного вмешательства.

Задайте себе вопрос, может ли общение с человеком повлечь за собой угрозу его безопасности и неприкосновенности частной жизни. В некоторых обществах даже подозрение на то, что человек был изнасилован, может привести к унижению, преданию остракизму и даже к дальнейшему насилию. Взвесьте все «за» и «против» и подумайте о том, как и где Вы можете встретиться с потенциальным источником.

  • Представьтесь и никогда не скрывайте того, что Вы журналист. Разъяснение того, как Вы собираетесь преподнести историю, скорее всего, поможет создать доверие между Вами и интервьюируемым и приведет к лучшим результатам работы.

ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ

Установите основные правила. Насильственные и оскорбительные действия лишают людей чувства контроля над ситуацией, поэтому важно создать чувство безопасности во время интервью. Попробуйте вовлечь интервьюируемого в процесс принятия решений: спросите его, может ли он порекомендовать безопасное место и время.

  • Если Вы пользуетесь услугами переводчика, проинструктируйте его об основных принципах, описанных в этом ресурсе. Теле- и радиожурналисты должны рассмотреть возможность записи интервью на родном языке интервьюируемого наряду с вовлечением минимального количества членов ников команды.
  • С самого начала дайте интервьюируемому понять, сколько времени займёт весь процесс, и спросите, может ли он провести с Вами это время. Прерывание человека без предварительного предупреждения в тот момент, когда он описывает свой травматический опыт, может причинить ему сильную боль.

Секрет хорошего интервью кроется в активном и непредвзятом выслушивании. Звучит просто, но развитие этого умения требует времени и усилий. Задавайте открытые вопросы.

Не стоит недооценивать того, как Ваши собственные реакции на травматические подробности могут влиять на разговор. Если Вы считаете материал сложным, молча примите этот факт и сфокусируйте свое внимание на том, о чём идёт речь. Обычно помогают попытки слушать немного внимательнее, наблюдать за мимикой, языком тела и т. д. (Время оценки личного воздействия на журналиста наступает после интервью).

Сексуальное насилие ассоциируется с высокой степенью самобичевания, вины и стыда. По этой причине избегайте любых фраз, которые могут подразумевать определенную ответственность интервьюируемого. Будьте осторожны, задавая вопросы о том, «почему» – их предпочитают следователи. Не удивляйтесь, если версия событий интервьюируемого будет неполной. Пережившие сексуальное насилие часто «закрываются» эмоционально: их воспоминания могут быть фрагментарными, а в некоторых случаях они даже могут полностью блокировать событие. Неполные и противоречивые данные не являются доказательством обмана, а скорее признаком борьбы, которую могут испытывать интервьюируемые в осмыслении того, что с ними произошло.

Никогда не говорите, что знаете, как они себя чувствуют – Вы этого не знаете. Вместо этого Вы могли бы сказать: «Я понимаю, насколько это сложно для Вас». Если Вы сталкивались с сексуальным насилием, помните о том, что их обстоятельства, переживания, реакция, травмы и полученная поддержка могут быть совершенно иными, нежели Ваши. Подумайте, почему у Вас может возникнуть желание поделиться своим опытом – каковы Ваши цели? Вы пытаетесь выстроить доверие или проявить симпатию? Может ли это привести к манипуляции эмоциями собеседника, чтобы заставить его раскрыться и предоставить Вам более подробную информацию? Есть ли вероятность того, что рассказ Вашей собственной истории может привести к тому, что фокус внимания будет сконцентрирован на Вас, а не на человеке, с которым Вы проводите интервью.

Заканчивайте интервью на хорошей ноте. После того, как Вы обсудили те проблемы, которые важны для Вашего репортажа, спросите интервьюируемого, хочет ли он добавить что-нибудь еще. И самое главное, убедитесь, что Вы направляете разговор в обсуждение настоящего момента и обсуждаете вещи, которые собеседник считает безопасными.

Будьте на связи с интервьюируемым после публикации или трансляции репортажа. Если Вы скажете, что передадите им копию или запись того, что Вы пишете/транслируете, сдержите это обещание.

НАПИСАНИЕ/ ЗАПИСЬ МАТЕРИАЛА

Опять же, выбирайте выражения. Сексуальное насилие является одновременно глубоко личным опытом и явлением, которое имеет более широкие последствия для общества.

  • При описании нападения попытайтесь придерживаться баланса, определяя, сколько графических деталей нужно использовать. Избыточное количество может быть напрасным; малое – уменьшить убедительность истории потерпевшего.
  • Во время конфликта изнасилование военнослужащими является военным преступлением. Описывание подобных ситуаций в качестве досадного, но предсказуемого атрибута войны является неприемлемым.

Помните о последствиях публикации. Журналисты несут ответственность за то, чтобы делать все возможное для избегания дальнейшего насилия над интервьюируемыми или подрыва их положения в обществе. У Вас и у Вашего редактора должен быть план взаимодействия с последствиями освещения этой темы в социальных сетях. (Во многих ситуациях лучший вариант – отключение возможности комментирования онлайн-статей.)

  • Подумайте о том, чтобы дать потерпевшим возможность ознакомиться с некоторыми частями репортажа о них перед его публикацией. С помощью этого Вы можете уменьшить последствия огласки, а также отыскать фактические ошибки. Прочитав и увидев доказательства Ваших намерений, они могут решиться на то, чтобы рассказать Вам другие подробности своей истории.
  • Рассказывайте всю историю. Иногда СМИ выбирают отдельные ситуации и сосредотачиваются на трагических аспектах, однако журналисты хорошо осведомлены в том, что насилие может быть частью продолжительной социальной проблемы, вооруженного конфликта или составляющей истории общины. Понимание этих взаимодействий и того, как люди справились с травмой сексуального насилия, в долгосрочной перспективе может предоставить полезную информацию. Однако факт того, что проблема имеет определённую историю, вовсе не подразумевает наличия некой неизбежности ситуации. Фиксируйте то, что люди делают для улучшения ситуации.
  • В случае необходимости, давайте интервьюируемым, зрителям или читателям ссылки на соответствующие ресурсы и информацию о сексуальном насилии.

Перепроверьте, можете ли Вы подвергнуть риску анонимность источника. Оставили ли Вы в заключительном отчете детали, которые могут непреднамеренно идентифицировать человека? Работа, возраст и местоположение могут способствовать разгадке. Лица или одежда могут быть затенены на фотографиях или в фильмах.

Материал адаптирован с советов на основе исследования Дарт Центра журналистики и травмы об освещении сексуального насилия. Дополнительную информацию можно найти на www.dartcentre.org.