ТРАВМА И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

СОВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ВЕТЕРАНАМИ

Советы от документального фотограф Джозефа Сивенького и Дарт центра журналистики и травмы

Джозеф Сивенький – американский фотограф украинского происхождения. Живет и работает в Киеве. Среди многих наград, Джозеф получит престижный Грант Юджина Смита в гуманитарной фотографии в 2014. Джозеф был исследователем программы Фулбрайт в Украине в 2014-2106 годах. Более 4 лет он работает над документальным проектом о раненных украинских солдатах и активистах.

Практические советы от Джозефа Сивенького 

Часто я встречаю солдат, которые недавно получили серьёзные ранения. Пока что они даже не считают себя ветеранами, и чаще всего говорят о скорейшем выздоровлении, чтобы вернуться на фронт, хотя физически это было бы очень сложно или почти невозможно.

В 2014 и 2015 годах некоторые из солдат, у которых я брал интервью и которых фотографировал, были не только ранены, но и побывали в плену у сепаратистов и российских войск. В некоторых случаях эти люди подвергались физическим пыткам. Дайте им рассказать свою историю самим. Не давите на них. Не судите их. Я всегда говорю им, если они чувствуют себя некомфортно, мы можем перейти к другому вопросу.

Что Вы делаете, если раненный солдат, ветеран или член семьи просит Вас о помощи или намекает на это? У Вас должен быть подготовлен ответ об организации или НПО, которую Вы можете порекомендовать.

Если кто-то говорит, что не хочет, чтобы его фотографировали, записывали на камеру или брали интервью, а Вы не можете изменить такое решение во время короткого разговора, попросив их ещё раз, просто отпустите эту ситуацию. Некоторые из этих людей физически, эмоционально и психологически истощены. Поблагодарите их и пожелайте им всего хорошего. Будьте вежливы и найдите другого человека для проведения интервью.

Я также обнаружил, что в некоторых случаях рассказы о себе и своем личном опыте фотографа и человека, прошедшего через войну и революцию, помогает раненым солдатам, ветеранам и членам их семей понять, что я немного знаю о том, что они могли видеть.

В ходе интервьюирования ветеранов Вы можете встретить их супругов, родителей или детей. Будьте так же откровенны с ними о том, кто Вы, чем Вы занимаетесь и почему Вы это делаете. Они могут предоставить большое количество информации и такой ракурс, который откроет историю в новом свете.

Всегда, ВСЕГДА будьте честны и искренни с теми, с кем Вы проводите интервью, расскажите им, как будут использоваться их изображения и истории, а также где они появятся. Вы не хотите шокировать их. Если они попросят Вас отправить им историю, когда она будет опубликована, сделайте это.

Как Вы разговариваете с людьми, которые получили физические или психологические травмы, изменившие их жизнь? Отнеситесь к ним с уважением и добротой – так же, как и к кому-либо другому. Помните, если кто-то видел войну, это вовсе не означает, что у него обязательно есть ПТСР. В некоторых случаях могут пройти годы, прежде чем ПТСР проявит себя, если проявится вообще. Вы журналист, а не врач. Ваша задача – передать их историю, а не диагностировать состояние человека.

Практические советы от Дарт центра журналистики и травмы:

  1. Перед тем, как проводить интервью, найдите как можно больше информации о войне/конфликте/конкретных ситуациях и самих интервьюируемых.
  2. Если предварительные договоренности достигаются по телефону или посредством электронной почты, объясните временные рамки, в которых Вы работаете. Очертите границу между собой и лицом, с которым Вы проводите интервью. Будьте честны в том, что Вы можете делать, а что нет. Во время личной встречи или же в телефонном разговоре напомните военнослужащим о своих сроках подготовки материала и спросите, могут ли они принять участие с учётом таких временных рамок. Спросите их, есть ли безопасное место, где они могут свободно разговаривать с Вами.
  3. Позвольте им рассказать свою историю и очень внимательно выслушайте её. Не давите на интервьюируемых. Старайтесь не перебивать собеседников. Это приемлемо только в том случае, если Вы задаёте уточняющие вопросы (и это хорошо, поскольку людям нравится Ваше желание правильно понять их истории). Напомните им, что в случае дискомфорта, они могут перейти к другой части истории.
  4. Помните, что это их история, их версия событий, которая не обязательно передаёт всю целостность произошедшего. Очевидцы будут владеть только частью общей картины конкретной ситуации или события.
  5. Начните с общих, открытых вопросов. Не задавайте оценочных вопросов: избегайте слов вроде «опишите» / «скажите мне». Вы можете начать с просьбы рассказать Вам о себе и о том, откуда они родом. Чем они занимались? Почему они поступили на службу? Если Вы работаете с кем-то, у кого есть посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), дайте им ощущение определённого контроля над ситуацией. Если Вы обнаружите, что они опускают важные части, Вы должны задать соответствующие вопросы, но пусть они сами подводят разговор к таким подробностям. И если они скажут Вам, что потеряли друга, просто попросите их рассказать Вам об этом человеке. Они могут рассказывать о таких событиях или действиях, которые могут Вас расстроить или которые, по Вашему мнению, являются неоправданными с точки зрения морали. Помните, что Вы корреспондент, который должен получить их версию этой истории. Вы не должны судить их.
  6. Запись интервью позволяет корреспонденту активно вовлекаться и слушать. Это также дает уверенность, что Вы будете точны. Однако использование блокнота позволяет Вам смотреть вниз. Записывание также даёт кому-то возможность подумать о вопросе или отойти от эмоций.
  7. Если человек спрашивает о Ваших политических взглядах относительно конкретной ситуации, попробуйте дать общие ответы, с которыми согласны все, например: «Я считаю, что война должна прекратиться» или «Я считаю, что война – очень сложное явление для военнослужащих и их семей». Ваша задача – запись их истории и как можно более точная её передача.
  8. Если ветеран/военнослужащий сердится, держитесь спокойно. Постарайтесь помнить о том, что подобное поведение обычно не нацелено конкретно на Вас. Оно просто требует выхода наружу и может быстро пройти, как только человек осознает, что Вы готовы слушать. Очень важно не занимать оборонительную позицию. Поступив таким образом, Вы быстро потеряете доверие. Спросите, почему человек расстроился – не из-за вопроса ли, который Вы задали? Если вы чувствуете какой-либо сексуальный подтекст или угрозу, скажите им, что Вы считаете это неуместным и, если Вы уйдёте, их история не будет должным образом рассказана. Если Вы чувствуете опасность, предложите сделать интервью в другой раз.
  9. Что делать, если человек начнёт злоупотреблять связью с Вами? Старайтесь не быть грубыми. Вы не хотите обижать этих людей, поэтому поблагодарите их за время, проведенное с Вами, и скажите, что Вы можете связаться с ними в будущем. Объясните, что Вы сейчас работаете над другой историей/ракурсом. Возможно, стоит объяснить, что Вы отделяете свою профессиональную жизнь от личной.
  10. Проявите сочувствие. Многие люди пережили ужасные обстоятельства. Спросите, есть ли у них поддержка со стороны военнослужащ